Одним из высших проявлений духовной культуры человека, отражающих глубины ее эмоций, психики и общественного мировоззрения, является музыка. Она составляет единое целое с мышлением, трудом и языком. Музыка - это социальное явление, подчиненное закономерностям общественного развития: она цементирует коллективизм, способствует социальному прогрессу. Даже примитивная голосовая или инструментально-голосная ритмика или мелодия содержит символику реальной действительности, тем более понятную, когда звуковая тональность сопровождается движением, танцем. На стенах пещерных позднепалеолитических поселений Западной Европы были обнаружены изображения танцующих антропоморфных существ, одетых в звериные шкуры (пещера Трех Братьев, Комбарелль и др.).. На позднепалеолитических поселениях, кроме простейших свистулек, найденных во Франции, Англии, Венгрии, Чехословакии, выявлены и достаточно сложные изделия из кости и рога, очень похожие на флейты и свирели. В позднепалеолитических слоях известного поселения Молодово V найденные музыкальные инструменты типа флейт или свирелей с пятью (или более) боковыми отверстиями, которые определяли высоту звука. Такие находки свидетельствуют о том, что кроманьонцы уже было свойственно достаточно сложное эмоциональное восприятие окружающего мира. Он был способен создавать мелодию, т.е. основной выразительное средство музыки. Диапазон звучания одноголосый музыкальной тональности еще ждет специальные исследования. Однако и теперь можно сделать вывод, что кроманьонцы обладали элементами музыкальной тональности, чувствовали мелодичность построения музыкальной фразы, которая соответствовала сюжету действия или представления.